Проблема трудоустройства молодых специалистов стоит действительно достаточно остро. Те выпускники, которые по окончании вуза едут трудиться по распределению, в большинстве своем особого удовольствия от «добровольно-принудительных» работ не получают. Зато они обретают необходимый опыт – тот, который впоследствии дает шанс устроиться на более «тепленькое» во всех отношениях местечко. Те же, кто добросовестно оплачивал свое обучение, дабы впоследствии почувствовать себя вольной птицей, получив на руки свободный диплом, в итоге сталкиваются с реальной проблемой трудоустройства.
Подобная ситуация характерна не только для кадрового рынка Беларуси. У соседей на этом фронте выглядит все тоже довольно плачевно. Так, в России, по данным Росстата самый большой процент безработных приходится на молодежь в возрасте от 20 до 24 лет – 17,9% от общего числа незанятых, а более 50% выпускников идут работать не по специальности. В Украине показатели приема в вузы превышают годовую потребность на 50-80%, особенно по медицинским, юридическим и экономическим специальностям, что неминуемо, когда ВУЗы сориентированы на неконтролируемый ажиотажный спрос на высшее образование, а не на реальные потребности работодателя. Как результат – огромное количество претендентов на вакансию юриста среди выпускников вузов, и единицы – на конструктора.
Пусть меня научат На самом деле проблема трудоустройства молодых специалистов уходит своими корнями в те времена, когда, сидя на кухне с мамой и папой, будущий выпускник выбирал «куда пойти…?». Из всех предлагаемых «классных» вариантов («ты представь, сколько зарабатывает стоматолог!», «ведь все мужчины в нашем роду были военными!» и т.д) побеждал тот, кто приводил наиболее веский аргумент. Причем, как показывает практика, чаще всего будущую профессию для любимого чада выбирают как раз мамы и папы, а не само чадо, наивно полагающее, что одного желания стать адвокатом вполне достаточно. Но, как говорится, «жираф большой – ему видней!».
Уже при выборе вуза, необходимо думать не о том, насколько престижна или актуальна профессия, а о том, насколько она востребована. Можно получить популярную специальность экономиста, но остаться при этом без работы: опытных экономистов сегодня хватает – кому нужен молодой специалист. А вот толкового проектировщика, например, днем с огнем не сыщешь. Выпускник в данном случае – вполне подходящая кандидатура…
Что касается выбора конкретного вуза при поступлении, то и этот фактор хоть и играет определенную роль, основополагающим быть не может. Лишь незначительный процент работодателей в числе предпочтений называет диплом конкретного образовательного учреждения. Чаще всего организацию интересует, государственный или коммерческий вуз заканчивал соискатель. Естественно, предпочтение отдается первому: считается, что в государственных вузах качество образование выше.
Еще одна особенность, которую необходимо учитывать при выборе высшей школы, — это различие в образовании, которое дает специализированный вуз (например, технического профиля) и университет. Для университетов характерна академичность знаний; выпускники их экономических факультетов являются хорошими специалистами в международной экономике, и для них не представляет труда анализ тенденций развития мировой экономики на длительные перспективы. Как правило, такие специалисты востребованы в банковско-инвестиционной сфере. В то время как выпускник отраслевого вуза должен хорошо ориентироваться в тенденциях развития своей отрасли, его образование носит специализированный характер, что может в незначительной степени ограничить возможности поиска работы в других отраслях. Но это совсем не означает, что выпускники университетов не могут работать в промышленности, а специалисты, выпускаемые отраслевыми вузами, — в банковской сфере.
Главное – зацепиться Сегодня все наперебой говорят о том, что в нашей стране довольно высок уровень образования. И все бы ничего, но есть один «маленький» пробел. Получая большой багаж знаний, молодой специалист не имеет понятия о том, как применить его на практике. Стоит ли еще говорить о том, что значительная часть этих знаний в будущем вообще вряд ли пригодится специалисту. Слишком мало времени отводится в вузах для практических занятий, слишком посредственно относятся к этой практике сами студенты.
Конечно, производственная практика или стажировки помогают лишь отчасти. Возможность проходить практику в тех организациях, которые представляют для студента интерес, не всегда можно реализовать. Кроме того, практикантам и стажерам компания чаще всего поручает несложную работу или же работу, не соответствующую получаемой специальности. Но все же всегда есть шанс не только получить реальные практические навыки, но и «зацепиться» в компании своей мечты. Хорошо зарекомендовав себя во время практики, можно устроиться на низшую позицию, чтобы впоследствии показать и доказать всем свой реальный потенциал.
Хочешь жить – умей вертеться! Уже давно «корочка» высшего учебного заведения перестала быть простым пропуском в мир больших возможностей. Для того чтобы реализовать себя в послевузовской жизни, нынешним студентам уже на первых курсах необходимо начинать строить свою карьеру. Наиболее продвинутые и дальновидные студенты делают именно так. Отчасти ради того, чтобы обеспечить себя карманными деньгами («на мороженое»), отчасти для того, чтобы отсутствие опыта уже не мешало в дальнейшем быстро сделать успешную карьеру. Те, кто делает упор на вторую сторону вопроса, безусловно, по окончании вуза имеют неоспоримое преимущество перед своими ровесниками. Именно такие выпускники наиболее интересны работодателю. Многие готовы закрывать глаза на недостатки молодых и «зеленых», считая, что за ними как раз будущее компании. Но каждый работодатель в первую очередь говорит о недостатках выпускников.
5 недостатков молодых специалистов:
o Отсутствие опыта. Особенно это касается ключевых и руководящих позиций.
o Они менее стрессоустойчивы. Подобное качество вырабатывается с годами, а молодые и неопытные, хоть и указывают его в своих резюме, в большинстве своем на самом деле слишком импульсивны и впечатлительны. o Не умеют планировать свою карьеру. Либо слишком рьяно рвутся в бой, либо надеются, что руководство очень скоро по достоинству оценит их профессионализм, и само будет умолять пойти на повышение. o Не умеют соотнести свои амбиции с реальными возможностями (запросы не соответствуют умениям и знаниям). В последнее время это стало характерной тенденцией. Получив диплом престижного вуза, большинство выпускников считают себя уже состоявшимися специалистами, за которых работодатель по идее должен сражаться до победного конца. Ожидают они и соответствующей зарплаты: немногие выпускники охотно соглашаются сегодня работать менее, чем за 500 долларов.
o Необходимы финансовые и временные ресурсы для обучения и подготовки молодых специалистов. Естественно, любой работник требует времени и средств для своей адаптации в компании. Отличие выпускника заключается в том, что отсутствие опять-таки опыта в той или иной сфере и неподготовленность к «рабочим будням» значительно усложняет и удлиняет данный процесс.
4 преимущества молодых специалистов:
o Инициативность, активная позиция. Современный работодатель уже не считает, что «инициатива наказуема», а ждет от своих сотрудников новых идей и желания реализовывать их. И, в первую очередь, это относится к молодежи. o Более дешевые, чем опытные специалисты. Не смотря на свои изначальные запросы, выпускники понимают, что конкурировать с профессионалами нелегко, а наиболее дальновидные соглашаются работать «на перспективу», пусть и за небольшое вознаграждение. o Готовы работать, не покладая рук. Ну кому как ни молодому специалисту стараться прослыть последователем «папы Карло»… o Исполнительны. Не всегда, конечно, но стремятся подходить к любому делу со всей ответственностью. Недаром «исполнительность» - одна из наиболее часто встречающихся самохарактеристик выпускников.
И все же, не смотря на все недостатки выпускников, компаниям просто необходим постоянный приток молодых специалистов. В условиях дефицита профессионалов на открытом рынке труда руководство крупных компаний стремится подготовить кадровый резерв, пул сотрудников, которые в нужный момент смогут заменить ушедших. Сегодня некоторые продвинутые предприятия, понимая это, начинают поиск молодых специалистов уже в университетских аудиториях. Приглашают их на практику, присматриваются. Лучших охотно берут в свой штат. Другие компании («БелЕвросеть», «Атлант-М») создают собственные учебные центры. Идеальный, конечно, вариант: затраты на обучение сотрудников непременно превращаются в инвестиции. Ведь таким образом будущий работник получает именно те навыки, которые применимы на конкретном предприятии. Но не все компании могут позволить себе собственные обучающие центры.
Пособие молодого карьериста Еще один немаловажный вопрос для выпускника, вынужденного самостоятельно искать работу: где и как ее найти? Существует несколько путей решения этого вопроса. Первый —самостоятельный поиск работы. Что необходимо сделать студенту для того, чтобы его пригласили на работу в компанию?
Прежде всего, необходимо составить грамотное резюме: оно о многом расскажет. Главный принцип составления хорошего резюма: только правда и ничего, кроме правды! Нет необходимости приукрашивать: описывать те работы, к которым студент не имел отношения, награждать себя несуществующими сертификатами наградами и т.д. На первом же собеседовании все «подводные камни» откроются, и может возникнуть неприятная ситуация. Зато упускать положительные стороны упускать ни в коем случае нельзя: скромность – не самое лучшее чувство в данной ситуации. Потенциально го работодателя могут заинтересовать самые неожиданные подробности, о которых вчерашний студент даже не задумывается. Подготовленное резюме самостоятельно направляется во все компании, у которых имеется или же может иметься потребность в специалистах данного направления.
Вторым способом, которым могут воспользоваться выпускники, — это обращение в кадровое агентство. И здесь все опять-таки зависит от умения «продать» себя. Грамотное резюме, поведение, личные качества – все эти факторы могут сыграть хорошую службу. Специалист кадрового агентства, увидевший реальный потенциал соискателя, «отхватит» его с руками и ногами и наверняка порекомендует в приличную компанию.
Третий способ трудоустройства – самый банальный, зато, как ни странно, самый действенный. «Попасть на хорошую работу можно только по знакомству» - именно так считает большинство выпускников (и не только). Лишь немногие уверены, что всего в жизни нужно добиваться собственными силами.
Пожалуй, это основные пути поиска работы. Хотя…
Топ-старт Для большинства работодателей главным недостатком молодого специалиста действительно было, есть и остается отсутствие соответствующего опыта и компетенций. Самим же выпускникам никак не понять: где же брать тогда этот опыт? Проблема не новая, и решить ее быстро вряд ли получится. Но первое, что необходимо сделать на этом пути: попытаться найти причины «несостыковки», проанализировать их, сделать соответствующие выводы. Первый шаг уже сделан нашим еженедельником – «Топ-персона» инициировала проект «Топ-старт», призванный найти ответы на вопросы, возникающие между работодателем и выпускником. Мы трудоустраиваем молодых специалистов в крупнейшие белорусские компании: компании, согласившиеся пойти на этот риск. Возможно, благодаря этому проекту мы сможем не только «вскрыть» и осветить проблему, но и найти пути ее решения. Ведь трудоустроить молодого специалиста в успешную компанию – это не главная цель. Наша основная задача - найти возможность решить проблему. Задача же работодателей, все еще сомневающихся, брать или не брать на работу молодых специалистов заключается не в том, чтобы просто пересмотреть свое отношение к выпускникам... А в том, чтобы увидеть эту проблему с новой стороны и попытаться найти и наладить новые пути взаимодействия.
Так что, выпускники, помните: от вас зависит многое. Не ждите, что работодатель выстроиться в очередь за вашей кандидатурой, действуйте! Да и работодателю не стоит забывать о том, что, возможно, в скором будущем уже и некого будет брать на работу: всех «расхватают» уже на третьем курсе.
http://top-persona.by/
|