Но ясновидцев, впрочем, как и очевидцев, Во все века сжигали люди на кострах. В. Высоцкий. Кассандра
Обожаю читать предсказания ученых, доклады, в которых прогнозируются технологии на 10, 20 или 30 лет вперед. Что интересно, зачастую непонятно, то ли ученые, составлявшие доклад, настолько гениальны, что предугадали развитие науки и техники, то ли своим докладом спровоцировали инвестиции в эти направления, и они дали результат. Не знаю. Мы не берем на себя роль Кассандры, да и не готовы заглядывать далеко за горизонт, хочется очень утилитарно подойти к вопросу дня текущего и рассказать о технологиях, которые в 2008 году станут основными точками роста для всей индустрии мобильных телефонов. Возможно, вас заинтересует этот материал с профессиональной точки зрения, возможно, станет интересен как обычному пользователю этих самых телефонов.
Ранжирование технологий носит условный характер, да зачастую описываемые явления и не являются технологиями в привычном смысле, это скорее тенденция дня сегодняшнего, которая расцветет в полную силу в 2008 году. Не стоит принимать это ранжирование как нечто жестко фиксированное. Для одного производителя какой-то аспект выглядит важнее, для другого – иной. Это не догма, а всего лишь размышления. Оговорюсь, что многие описываемые аспекты важны всегда, это вечные истины, ценности, но инвестировать активно деньги в них будут именно в 2008 году, да зачастую и позднее.
1. Дизайн – визуальные жесты
Под дизайном можно понимать все что угодно, начиная с внешнего вида, заканчивая эргономикой клавиатуры. Огромное число мобильных телефонов пробуждает к жизни необходимость создавать уникальные внешне решения, не выходя за стандартные размеры. Скептики тут же могут мягко намекнуть, что эта задача стояла всегда, и ничего нового мы не придумали. Это правда. Но в 2008 году дизайн становится одним из основных факторов для покупателей. Люди не хотят приобретать телефон, который функционален, но некрасив. Не соответствует их представлениям о прекрасном, имеет не слишком качественные материалы корпуса, либо его эргономика вызывает вопросы.
Производители продолжат экспериментировать с различными материалами корпуса (кожа, дерево, сталь и так далее), необычными цветовыми сочетаниями, новыми бесшовными технологиями изготовления корпусов. Но 2008 год впервые поставит и другие задачи, а именно: соотнести облик телефона с его возможностями, его функциональностью, а также целевой аудиторией.
Впервые на рынке массово будет применяться подход, когда производитель станет создавать не только облик аппарата, но и его эргономику, характерные жесты при использовании телефона, ориентируясь на покупателя. В прошлом есть много разрозненных примеров этого подхода, они не носят системного характера и проистекали не из желания потакать покупателям, а из поисков новых форм-факторов. Если так можно сказать, конечный результат в виде связки эргономики и характерных жестов был случайным, побочным продуктом тех поисков. Отличный пример – форм-фактор раскладушки. Есть характерное движение – раскрытие аппарата, к нему привязана эргономика, нет необходимости блокировать клавиатуру, она всегда спрятана.
В 2008 году для обычных аппаратов производители будут придумывать те или иные жесты, это своего рода визуальные знаки, сигнализирующие, что человек использует продукт определенной компании. Плюс человеческий организм лучше привыкает к подобным жестам, что привязывает их к продуктам компании еще больше. Первыми ласточками в 2008 году можно смело называть Nokia 8800 Arte с переворачиванием телефона для отклонения звонка либо постукиванием пальцами для вызова часов на экран. Другие примеры – Sony Ericsson W380i, возможность использования встроенной камеры для отклонения звонка, нужно лишь провести рукой над ней. Еще два примера – сенсорные экраны в Apple iPhone и HTC Touch, зуммирование картинки в первом случае реализовано характерным разводом пальцев в стороны, растягиванием картинки, во втором вы обводите желаемый участок пальцем и приближаете его.
Подобных визуальных фишек в телефонах будет становиться все больше и больше, производители целенаправленно ориентируются на них, это часть современного дизайна телефонов. Если так можно сказать, в 2008 году дизайн из статичной формы, застывшего навсегда куска пластика и металла перетекает в подвижную стадию, трансформируется. Можно смело утверждать, что дизайн получает еще одно измерение – движение. Именно в этой области начнется соревнование между производителями и их активные эксперименты.
2. Музыка нас связала
В 2008 году мобильная индустрия нанесет последний удар милосердия по производителям обычных mp3-плееров. К этому результату рынок шел несколько лет, сегодня большинство телефонов стоимостью от 200 долларов и выше с натяжкой можно назвать музыкальными. Тема музыки у всех на слуху, все производители представили свое видение этого направления. Так, почему не 2007 год, а именно 2008 становится одним из основных для музыкальных телефонов?
Ответ очевиден. Это первый год, когда на рынке массово появятся предложения от различных компаний с качеством воспроизведения музыки, сравнимым со средними плеерами, например, от Apple (это не камень в огород компании, просто качество звука плееров среднее, что доказывается измерениями). Соревнование Sony Ericsson и Nokia, возможно, к концу года выйдет на новый уровень, а Samsung крайне активно участвует в этой гонке, да и Motorola включилась в нее и имеет уже неплохие результаты.
Можно посмотреть на этот вопрос и с другой стороны: это последний год расцвета отдельно стоящих, обычных mp3-плееров. Их постепенно начнут вытеснять гибридные устройства, а именно мобильные телефоны. Но в ближайшие годы окончательной смерти сегмента mp3-плееров не произойдет. Объем инвестиций крупнейших производителей в музыкальное направление огромен.
3. Навигация – GPS от Nokia
В 2007 году на рынке появились первые устройства со встроенными GPS-приемниками от Nokia. Активное развитие этого рынка в предыдущие годы происходило за счет Windows Mobile-устройств, они доминировали. Но уже 2007 год сильно пошатнул их позиции, всего с несколькими устройствами Nokia заняла большую долю рынка. Затем она нанесла следующий удар, приобрела за 8.1 миллиарда долларов компанию Navteq, которая является одним из двух основных поставщиков карт всего мира и всех регионов.
Концепция компании Nokia отличается от той, что исповедуют другие игроки на рынке. В Nokia не ориентируются на автомобильную навигацию, не забывая о ней. Наличие GPS в телефоне – это возможность создания принципиально нового класса устройств для отдыха, а также спорта. Например, как вам понравится автоматическое соотнесение фотографий с местом, где они сделаны? Выкладывая эти фотографии в свой сетевой дневник, вы сможете автоматически добавить описание места, краткую историческую справку на родном языке, последняя будет взята из сетевой энциклопедии. Другие применения вполне привычны: это поиск близлежащих мест, интересных забегаловок, магазинов, друзей, что находятся рядом. Для спортивных занятий такие телефоны позволят вести подробный дневник: сколько вы пробежали/проехали, каким был ваш маршрут, сколько калорий вы потратили. Применений масса, и множество приложений начнут появляться на рынке в ближайшие годы, многие из них существуют уже сегодня.
Рутинная навигация, то есть ориентирование на местности, прокладка маршрута, будет востребована, но это отнюдь не основная задача GPS в мобильных телефонах, как бы странно и непривычно это не звучало. Навигация нужна совершенно для иных задач. Хотя и пешеходная, и автомобильная навигация возможны и вполне приемлемы.
4. Интерфейс мобильных телефонов
Увеличение числа функций в мобильном телефоне приводит к тому, что люди, не живущие в этой области, зачастую не могут разобраться, как же это работает. Простой пример: моя давнишняя знакомая купила неплохой смартфон, загрузила в него много музыки, но не смогла найти ее в плеере. Не оттого, что она глупая, отнюдь нет, ей просто непонятен интерфейс, всякие подсказки отсутствуют, а инструкция лежит где-то в коробке от телефона на антресолях. Подобных примеров можно привести множество, люди не хотят изучать свои продукты, что означает, что многие функции оказываются невостребованными, при этом те же самые пользователи требуют их в «новых» моделях телефонов. Парадоксальная ситуация: функции нужны, но пользоваться ими умеют единицы.
В 2008 году на рынке происходит несколько значимых событий в области интерфейсов. Сразу несколько производителей превращают раздел Помощь в своих телефонах в своего рода интерактивные учебники по функциям аппарата. Для отдельных функций, например, электронной почты, появляются мастера настройки. Активные усилия прикладываются к упрощению интерфейса операционных систем и платформ. В частности, для Windows Mobile это выход двух версий ОС с рядом визуальных улучшений интерфейса. Для S60 – выход FP2 в третьем издании, который и призван облегчить общение с телефоном, упростить его.
От перегруженности интерфейсов 2005-2007 годов производители попытаются перейти к промежуточному варианту, когда будет простой, стандартный интерфейс, плюс широкие возможности настройки под себя для тех, кто понимает, что делает и как. Этот процесс займет не один год, но активно стартует именно в 2008 году. Что интересно, многие независимые разработчики также приложат к этому руку, в частности, для Windows Mobile уже существует проект Pointui, а также ряд других.
5. Сенсорные экраны – второй расцвет технологии
Дисплеи, реагирующие на нажатия, известны давно, да и доступны во множестве продуктов. Во многом благодаря Apple iPhone другие производители подстегнули выход своих продуктов с отсутствующей клавиатурой либо комбинированной клавиатурой и экраном. Если до 2008 года подобные продукты в большей мере привлекали techi, то начиная с 2008 года они станут массовыми. Заслуга в этом будет принадлежать как Apple, так и Nokia, которая также выпустит свои продукты с сенсорными экранами (четвертый квартал). Эти два производителя будут ориентированы не на массовый рынок, в то время как Motorola, Sony Ericsson, Samsung, LG попытаются завоевать признание широкой аудитории, выпустив очень доступные по стоимости продукты. Начиная с 2008 года, мы видим бурный рост популярности телефонов с сенсорными экранами и их постепенное усложнение (именно усложнение технологий таких дисплеев).
6. Встроенные датчики движения
Обыденная вещь в телефоне 2009 года, да и последующих лет. Совершенно не заменяют GPS-приемник, служат для других целей. Например, определяют ориентацию экрана, разворачивают снимки, как и содержимое экрана. Все основные применения будут найдены в 2008 году, да они уже известны – шагомер, датчик положения, управления музыкой либо приложениями, всевозможная экзотика, которая не так интересна. Примером такого аппарата может служить Sony Ericsson W580i, Nokia N82, ряд других моделей.
7. Вычислительная мощность телефонов возрастает – больше ОС
Объем оперативной памяти растет, мощность процессоров растет, их тактовая частота уже около отметки 500 МГц для многих моделей. Это означает, что на рынке операционных систем для мобильных телефонов будет оживленно. Не только Android от Google выйдет на рынок, но и ряд адаптированных версий Linux от независимых разработчиков, а не только от Motorola, эта компания активно развивает данное направление. В целом можно говорить, что 2008 год – это год расцвета Linux в версии для портативных устройств, от мобильных телефонов до навигационных компьютеров. Смогут ли разработчики развить этот успех в последующие годы – неизвестно, но рывок в 2008 году будет сделан впечатляющий.
Высокая мощность телефонов означает возрастающее многообразие операционных систем и большее число игроков на этом рынке. В конце года, возможно, Apple сделает общедоступным не просто SDK для своих телефонов, но откроет коды операционной системы. Это зависит исключительно от активности альянса с Google, продвигающего Android. Звучит как бред, но этот сценарий крайне вероятен при негативном развитии событий для Apple.
8. WiFi vs VoIP
Начиная с лета, в телефоны многих производителей приходит технология WiFi. Основное применение – выход в сеть, вторичное применение – загрузка музыки, uPnP. Для ряда обычных телефонов, не смартфонов, это VoIP и недорогие звонки. Операторы всеми силами противятся появлению таких аппаратов, как результат – они активно продаются на неоператорских рынках и затем вновь экспортируются в другие страны.
Наряду с Bluetooth WiFi становится стандартным интерфейсом для большинства мобильных телефонов стоимостью выше 300 долларов. К концу 2008 года этот интерфейс станет стандартным не только для флагманских решений и смартфонов, но и для обычных аппаратов. Обычные потребители поймут, что это такое и для чего нужно.
9. Социальные сети, сервисы
Мобильный телефон давно уже пытаются превратить в некое подобие личного дневника, вспомним хотя бы LifeBlog от Nokia, но такие попытки были неуспешными. В 2007 году в Интернете социальные сети и сервисы получили большое распространение, стали популярными. Как результат – их мобильные версии также обречены на популярность. Весь 2008 год как независимые разработчики, так и сами производители телефонов будут интегрировать возможности доступа к таким сервисам в свои телефоны. Наибольшим удобством при этом будут обладать «свои» сервисы, но ущемления в правах не будет, пользователи смогут выбирать, чем и как им пользоваться.
10. Видео в мобильных устройствах
Не секрет, что мобильные телефоны уже давно прекрасно справляются с отображением видео. Но назвать массовым подобное применение телефонов нельзя. У каких-то аппаратов не хватает заряда аккумулятора, на каких-то – маленький экран. Одним словом, полноценно фильм не посмотришь. Рост диагонали экранов, вычислительной мощности телефонов, поддержка новых кодеков – все это позволит комфортно смотреть видео на большом числе продуктов. В пользу популярности мобильного видео говорит и тот факт, что такие сервисы, как YouTube, также становятся мобильными.
Технологии на потом или за бортом прогресса
В процессе размышления о самых-самых технологиях и событиях 2008 года в памяти всплывали разные вещи, некоторые из них хотелось бы озвучить как технологии будущего, которые не станут популярными в этом году. Признаюсь честно, что на ум сразу пришли мобильные игры, а именно реинкарнация платформы N-Gage от Nokia. Компания так и не успела запустить ее в 2007 году, это случится в 2008. Думаю, игровое направление в мобильных телефонах станет заметным, оживленным только к 2010 году. Сегодня это проба сил, пусть и проведенная с размахом со стороны Nokia. Ожидать, что в этом году игры на телефонах станут востребованными и популярными, нельзя. Требуется придумать новый жанр игр, а не адаптировать существующие игры к маленьким экранам и скученным клавишам. Тот, кто придумает такой жанр, и станет победителем. Может быть, это будет по силам вам?
К технологиям со знаком минус стоит отнести аккумуляторы мобильных телефонов, они перешагнут отметку в 1000 мАч, но время работы устройства будет стремиться к одному дню, это плата за обилие функций. Прорыва на этом направлении в текущем году не будет, а он ой как нужен.
Автоматический перевод меню, табличек и других текстов встроенной камерой телефона. Первые образцы телефонов появятся на рынке, но технология будет сырой, на ее доработку уйдет как минимум 2-3 года. После этого стоит ожидать массового появления таких переводчиков.
Превращение вашего мобильного телефона в персональный web-сервер возможно уже сегодня, но не станет востребованным. Такая функциональность должна быть востребована социальными сетями, и тогда люди будут искать ее в устройствах. Пока же, несмотря на массу интересных применений, она не станет востребована.
Резюмируя
Еще раз повторю: этот материал – не догма, все может быть совершенно иначе. Возможно, вы назовете в нашем форуме иные технологии, которые, по вашему мнению, станут основными для мобильных телефонов в 2008 году. Нам было бы интересно услышать вас и ваши мысли. Если вы придумали что-то, что считаете просто необходимым в мобильных телефонах, то также пишите, быть может, мы сможем донести ваши пожелания до разработчиков этих маленьких коробочек.
Эльдар Муртазин (eldar@mobile-review.com)
|