Профессор Анатолий Шрубенко — за активизацию духовной «оснащенности» управленцев в экономике
Мировой экономический кризис заставил по-новому взглянуть не только на теорию, но и поставил ряд серьезных практических задач. Как справиться с его негативным влиянием? Что поможет вывести экономику страны на качественно новый уровень? Своим мнением по этому поводу с «Р» поделился первый ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь, ныне профессор-консультант, доктор экономических наук Анатолий ШРУБЕНКО.
— Анатолий Григорьевич, что, по-вашему, стало первопричинами глобального экономического кризиса в мире?
— Главной из них называют объективные тенденции глобального развития. К другим относят негативное влияние отдельных экономик на мировую экономическую систему. Что еще? Излишнее упование на самоорганизацию рыночного механизма. Нарушение необходимого соотношения накопления и потребления. Тотальную нехватку платежеспособного спроса.
Не стал бы ограничиваться приведенным. Как первопричину кризиса, по-моему, стоит особо выделить преобладание материального над духовным.
— Вы, вероятно, имеете в виду пресловутый человеческий фактор?
— Совершенно верно. Переживаемое негативное явление в мировой экономике Президент Беларуси связывает прежде всего с кризисом духовности.
Не случайно отдельные эксперты считают, что речь должна идти не о сдерживании потребления, а о том, чтобы больше обращать внимания на развитие интеллектуальной активности, духовных потребностей. Так, профессор Венского университета экономики и бизнес-администрирования Генрих Штремицер более категоричен: нужно учить людей понимать, что и откуда берется. Ситуация, когда можно не работать и получать деньги, недопустима. Нужна система контроля, которая бы давала возможность видеть результат труда каждого члена общества. Иными словами, прежним установкам следовать отныне не только невозможно, но и бесперспективно.
— А что такое духовность в ее нынешнем понимании?
— Если говорить коротко, то это определенная система представлений, запретов, предпочтений. Можно сказать, принятие добра и отторжение зла, соответственно гуманных начал. Это и определенное мироощущение, и реализуемый в Беларуси принцип «Государство – для народа».
— Как Академия управления при Президенте Республики Беларусь влияет на духовный мир своих студентов и слушателей?
— В процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленцев весьма важное внимание уделяется гуманитарной составляющей.
Идея служения людям, Отечеству сквозной нитью пронизывает весь учебный процесс. Стремимся формировать у обучаемых потребность следовать высоким нравственным идеалам: жить для добра, реализоваться для общего блага, всегда следовать за справедливостью и законностью.
— Как, полагаете, поступать, если результаты некоторых управленческих решений причиняют людям, обществу вред?
— Убежден, за это должны следовать моральные и юридические санкции. Духовность надо возрождать и на примере нравственности поведения управленческих кадров, всей вертикали власти.
— Что стоит изменить в белорусской модели подготовки кадров в сфере управления?
— Ответы на этот и другие не менее актуальные кадровые вопросы содержатся в проектах нового устава нашей академии и указа главы государства по некоторым вопросам совершенствования ее деятельности. Поскольку после принятия эти документы будут опубликованы, замечу: необходимы и отход от простой передачи и накопления знаний, и большая ориентация на их реализацию. Должно повыситься качество. Компетентный подход – во главу угла. Умение применять полученные знания и способности к саморазвитию личности управленца становится главным. Развитие должно идти по линиям увеличения интеллектуальных функций информационно-управленческой модели обучения.
— Когда вы говорите о необходимости доминанты интеллекта и креативности при подготовке управленцев, что имеется в виду?
— Прежде всего характеристики интеллектуальной экономики, интеллектуализация управления. Возрастание удельного веса интеллектуальной деятельности в валовом национальном продукте. Интеллектуальное предпринимательство, стремление к постоянному технологическому лидерству, экономически эффективные инновации.
Мне глубоко созвучна мысль, подчеркнутая нынешним ректором Академии управления доктором технических наук, профессором Анатолием Морозевичем: наши выпускники должны стать интеллектуальным «мотором» в любой сфере профессиональной деятельности. Управленческую элиту должна обучать интеллектуальная элита.
Мы уже работаем над новыми учебными планами, программами, обеспечением опережающей подготовки и управленцев, а следовательно, и преподавателей, которые должны предвидеть кризисные явления. Обучение становится более практико-ориентированным, межфункциональным, интегрированным. Инновации в управлении, как правило, достояние слушателей и студентов.
Особо востребованы преподаватели, способные учить мыслить, активизировать мыслительную деятельность обучаемых, а лекцию превращать в исследование, производство новых знаний.
В нашей академии в прошлом году появился многомониторный центр ситуационного моделирования. Его можно назвать и тренажерным исследовательским комплексом. Используя его возможности, можно проводить анализ модели экономико-управленческих процессов в реальном времени с привязкой к конкретному региону или отрасли, реальным задачам, «обкатку» новых идей, оптимизацию решений.
— Продолжая разговор о нынешней экономической ситуации, скажите, что, по вашему мнению, позволит нам по-настоящему укрепить основы будущего развития экономики и общества?
— Наверное, вы ожидаете, что я буду говорить о либерализации и государственном регулировании. Безусловно, оптимизация этого фактора — важное и необходимое условие долгосрочного и устойчивого роста. Государство уделяет им должное внимание. Однако я бы не преуменьшал значения интеллектуализации экономики и управления ею, и особенно повышения интеллектуальной «оснащенности» управленцев.
Мною проанализировано множество научных публикаций, в которых предлагаются пути выхода из кризиса. У каждого автора – свой рецепт. Одни говорят: необходимо реформировать финансовый сектор, другие предлагают пойти по принципу создания наднациональных структур управления, третьи предлагают ввести систему тотального контроля.
Что касается конкретных решений, однозначно нужно развивать реальный сектор экономики. Важно понимание того, что следует делать в сложившихся условиях, наличие четкой стратегии действий, их быстрота и продуктивность.
— В последние годы вы провели ряд исследований эффективности использования интеллектуального потенциала, методологии формирования государственной кадровой стратегии. Разработана концепция интеллектуализации. Опубликованы основные результаты научного поиска. Не могли бы вы расшифровать понятие «интеллект»?
— Общепринятого толкования этого феномена не существует. Мне ближе трактовка интеллекта как способности, влияющей на выполнение любой деятельности и проявляющейся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач; темпе и успешности обучения; продуктивности профессиональной деятельности; уровне социальной адаптированности.
— В контексте кризиса вопрос об ответственности. Как вы ее понимаете?
— Это мера требовательности к себе и другим, понимание и предвидение социальных последствий своих действий, принимаемых управленческих решений, готовность держать перед людьми за них ответ и отчет.